НА «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ» ОТВЕЧАЕТ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ КИРИЛЛ

Взято с сайта Православная газета Екатеринбурга.

Какие (по названию) противозачаточные средства допускает использовать Церковь христианам? Спрашиваю потому, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года не вынес никакого суждения по этому вопросу.

— В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, как Вы справедливо заметили, нет перечня допустимых средств контрацепции, однако содержится основное этическое требование, предъявляемое к ним, — неабортивный механизм их действия. Как Вы понимаете, клиническая экспертиза лекарственных средств и выдача профессиональных заключений о механизме их воздействия на человеческий организм не входят в компетенцию Церкви, для этого есть медики и фармакологи.

Можно ли православным священникам прилюдно осуждать и называть грехом мастурбацию?

— Мастурбация как явление аутоэротизма является грехом, ибо, согласно замыслу Божию о человеке, взаимное влечение мужчины и женщины призвано содействовать их любви и духовному единению в благословленном Церковью брачном союзе.

Другое дело, что священник должен рассуждать о затронутом вами вопросе с известной деликатностью, чтобы не ввергнуть человека излишними обличениями в грех уныния, особенно когда речь идет о молодых людях, переживающих период физического созревания и взросления. Не могу не сказать также и о том, что встречающиеся даже в среде медиков оправдания этого греха «снятием внутреннего напряжения» некорректны, поскольку, с точки зрения как православной аскетики, так и современной медицинской психологии, сексуальная энергия в ситуации воздержания может сублимироваться в творческую активность личности. И в особенности это относится к христианскому подвигу, который является по своей сути не подавлением природы, но, напротив, ее преображением, награждающим человека обретением подлинной цельности его личности. Это и называется добродетелью целомудрия.

Как Вы думаете, большой ли грех жить «гражданским» браком? И какой грех больше — развод или гражданский брак? Что плохого в том, что молодые люди живут «пробным» браком, рассчитывая на то, что, если они не ошиблись друг в друге, то впоследствии они скрепят его законными узами перед Богом и людьми?

— Так называемый гражданский брак, строго говоря, называется на языке Церкви блудным сожительством. Казалось бы, в чем здесь грех, если молодые люди верны друг другу и дружно живут вместе? И все же это не есть семья, не есть «плоть едина». Потому что благословляемая Церковью любовь предполагает ответственность перед Богом за того, кого ты любишь, абсолютное доверие к тому, кого ты любишь, принятие любящими обязательства не покидать друг друга в беде и в радости — без всякой задней мысли, без «если» и «потом». И главное, истинная любовь невозможна без жертвенности, без полной самоотдачи, и такая любовь не может удовлетвориться чем-то меньшим, чем абсолютная полнота отношений, и чем-то более коротким, чем вся жизнь. Как хорошо сказал поэт, «это растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье». В этом нет ничего общего с теми «договорными» отношениями, о которых Вы говорите.

Что касается развода, то не всегда супруги оказываются способны сохранить и преумножить ту благодать, то «единомыслие душ и телес», которое дается им в таинстве брака. Часто развод — это просто констатация факта, что семьи больше нет. Грех в том, что привело к разводу, а причины эти все те же: гордыня, эгоизм, ложь, предательство.

Как Вы относитесь к применению противозачаточных средств? Ведь, скорее всего, это меньший грех, чем аборт. А аборт, в свою очередь, меньший, чем рожденные «в никуда» дети, которых не любят, не ждут, не имеют возможности накормить и воспитать. Так ли это?

— Отношение Церкви к противозачаточным средствам выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Суть его заключается в том, что неабортивные средства контрацепции могут попускаться в том случае, если супруги не имеют достаточного духовного опыта и сил, чтобы строить свои интимные отношения в соответствии с естественным циклом.

Что касается того, что аборты якобы являются меньшим грехом, чем дети, рожденные, как Вы говорите, «в никуда», то я не могу с этим согласиться. Убийство всегда остается убийством, будь то аборт или эвтаназия, и оправдать его умозрительными соображениями «социальной гуманности» невозможно. Всякий получивший от Господа дар жизни имеет неотъемлемое право на существование в Божием мире, и каждый человек бесконечно ценен в очах Творца, храним Господом и является частью Его замысла о мире и всем роде людском. И потому, отказывая в праве на жизнь и на нашу любовь и заботу «одному из малых сих», мы отказываем Самому Христу.

Из ответов на вопросы пользователей интернета, принимавших участие в пресс-конференции председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в Храме Христа Спасителя ОВЦС МП


ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.



Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Православные ресурсы в Интернете: система поиска.


Данилова Маргарита © 2003


Сейчас на сайте 2 человек.

Электронная почта