МНОГОДЕТНОСТЬ. ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ...

взято с сайта Христианская миссия «Свет на востоке »

Руди Винс работает радиомиссионером в FEBC в течение десяти лет. Руди и его жена Анна воспитывают четверых детей.

Сегодня очень остро стоит вопрос о численном составе семьи христиан: сколько детей должно быть в семье? На этот вопрос отвечают по-разному. Многие говорят, что должно быть столько детей, сколько даст Бог, и ничего не нужно предпринимать, чтобы предотвратить беременность. Другие говорят, что Бог никогда не повелевал человеку иметь много детей, а обязательная многодетность — это бремя, возложенное на христиан современными фарисеями.

Почему я решил начать откровенный разговор на эту тему? Потому что в то время, когда одни отстаивают необходимость иметь традиционно большие семьи, другие, не желая иметь эти самые большие семьи, делают нечто страшное — «естественные» аборты, сознательно перегружая себя физически или другими способами, чтобы избавиться от зародившейся жизни. Люди убивают своих детей, которые еще не успели увидеть свет. Другие же просто смиряются с тем, что у них большие семьи, и страдают, так как не желали иметь много детей. Как поступить правильно?

Самое малое, что мы можем и обязаны сделать, — это снять с данной темы ярлык «запретной» и начать об этом говорить. Рассмотрим вопрос с двух сторон.

  1. Что говорит Библия о необходимости иметь много детей?
  2. Можно ли вообще заниматься планированием семьи?

Прежде всего я хочу сказать, что по-настоящему уважаю тех верующих людей, для которых цель жизни — воспитать большую христианскую семью во славу Господа, и не считаю нужным их переубеждать. К таким людям принадлежат мои родители и многие другие искренние христиане. Иметь большую домашнюю церковь — великое дело. Эта статья предназначена в основном для тех, кто, видя свое призвание в другом, боится согрешить, избегая многодетности, и находится в страхе и сомнении. Я буду рад, если мысль, изложенная в этой статье, побудит других высказаться на эту тему и обсудить ее на основе Священного Писания и своего жизненного опыта.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕТЬ МНОГО ДЕТЕЙ?

Сотворив человека, мужчину и женщину, Бог поместил их в идеальные условия, дал им обилие пищи, прекрасное место для проживания и сказал, чтобы они плодились и размножались. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Божье благословение, данное человеку, было связано с размножением.

После грехопадения человека в мир вошли скорби и болезни. И на мужчину, и на женщину легло проклятие. Земля стала произращать терние и волчцы, что тяжелым бременем легло на плечи Адаму и изменило всю его жизнь. Еве же Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Как видим, здесь речь уже идет не о благословении. Бог говорит о трудной жизни, скорбях, влечении, господстве и о болезнях.

Но неужели из-за страданий, которые должна переносить женщина при родах, была утрачена радость приношения в мир жизни? Конечно, нет! Несмотря на скорби и болезни, которые приходится переносить во время беременности и при родах, каждая мать радуется ребенку, который появляется на свет. Это известно всем! Об этом говорит и Христос: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Как видим, Бог, связав рождение детей со страданием, не отнял Своего благословения. Люди, живущие после грехопадения, несут последствия проклятия, но они также получают благословение, когда в семье рождается ребенок.

В Библии имеется несколько высказываний о том, что рождение детей, причем многих детей, — это благословение. Эти высказывания записаны в Ветхом Завете, но они имеют непреходящую ценность. Однако для того, чтобы правильно понять их смысл и — что особенно важно — правильно применить их в своей жизни, необходимо учитывать обстоятельства, в которых жили ветхозаветные люди. Разберем два случая из Библии.

В первом случае многострадальный Иов, потерявший свою семью и все, что у него было, получает благословение от Бога: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... После того Иов жил сто сорок лет» (Иов, 42:12,13,16). Рождение десятерых детей было благословением для Иова. Но важно обратить внимание на то, что после того, как Иов дал наследство своим детям, он жил еще сто сорок лет. То есть, учитывая продолжительность жизни современного человека, он, поставив детей на ноги, прожил еще два полных жизненных срока. Благословенный человек имеет возможность, вырастив детей, пожить, не отдавая всего себя им, детям, и выполнить те задачи, которые ставит перед ним Господь. Это очень важно, но, к сожалению, часто упускается из виду людьми, рассуждающими на семейные темы. К тому же, Иов оставил своим детям наследство, то есть в той или иной мере обеспечил их будущее материально.

Второй случай, который наиболее ярко говорит о том, что дети являются благословением от Господа, описан в псалме 126. Это песнь восхождения Соломона. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс. 126:2-5). Примечательно, что Соломон, мудрейший человек своего времени, указывает причину, или одну из причин, по которой он принимал детей как награду от Господа. Молодые сыновья — это хорошие воины.

Но при всей своей мудрости он совершает безумные поступки (3 Цар. 11). Он полюбил чужестранных женщин, которые развратили его и склонили к служению иным богам. У Соломона было семьсот (!) жен и триста наложниц. Соломон понес наказание за свое отступление.

Благословения ветхозаветных личностей рождением многих детей очень трудно и даже практически невозможно отнести к жизни современных христиан. Ведь мы живем на земле не несколько сот лет, как это было во времена Иова, и каждый женатый мужчина имеет всего одну жену, а не семьсот, как Соломон. Эти обстоятельства необходимо учитывать, говоря о размере семьи христианина.

Вообще Ветхий Завет говорит о многих заповедях и благословениях, которые к нам не имеют такого прямого отношения, как к ветхозаветным людям. Многое сегодня мы принимаем в духовном смысле или не принимаем вообще. Например, Божьи обетования помогать выигрывать сражения и уничтожать врагов, заповедь об обрезании, о приношении жертв, об отношении к рабам и рабыням, к нелюбимым женам и так далее. Входит ли заповедь, данная Адаму и Еве о размножении и наполнении земли, в разряд уже исполненных? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Новому Завету. Ведь если Божья заповедь о размножении, данная Адаму и Еве, имеет решающее значение для нас, то мы должны уделять ей и должное внимание.

Посмотрим, что пишет апостол Павел (который, между прочим, никогда не говорит, были ли у него дети по плоти, но не раз говорит о своих духовных детях): «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа... Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я... Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Жена... блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7). Как видим, Павел вообще ничего не говорит о плотском размножении, когда ведет речь о браке. Но, может быть, он здесь просто не упоминает о размножении? Нет, апостол Павел (и другие апостолы) вообще нигде не говорит об этом. Если бы размножение было одной из первостепенных задач христианина, в Библии были бы конкретные указания на этот счет. Более того, Павел, как бы входя в противоречие с Божьим повелением о размножении, данным первым людям, поселенным Богом на Земле, говорит, что семейная жизнь отвлекает человека от служения Богу, от угождения Ему. Возможно, повеление о размножении было исполнено на определенном этапе развития человечества, и сегодня основная цель верующего человека — приводить к жизни духовных младенцев, то есть приводить людей ко Христу? Я не настолько фанатичен в этом вопросе, чтобы совершенно исключить другие интерпретации, однако, даже если это повеление Бога остается в силе, оно не исключает планирования семьи.

Значат ли советы апостола Павла о безбрачии, что жениться или иметь детей — плохо? Отнюдь нет. Но это не первостепенная задача христианина, так как рождение детей само по себе абсолютно никакого отношения к спасению не имеет.

В связи с этим необходимо поговорить о том, что имел в виду апостол Павел, когда писал Тимофею о женах: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Как же так? Если спасение женщин происходит через деторождение при условии, что они пребывают в вере, любви и святости, почему им лучше оставаться незамужними? Может быть, между спасением и деторождением все-таки существует определенная связь?

Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут другие переводы Священного Писания. Мы приведем четыре версии английского перевода этого отрывка: King James, Rewised Standart, New English Bible, New Translation. Все они даны в дословном переводе на русский.

«Тем не менее она будет спасена в деторождении, если они будут продолжать в вере и любви, и святости, с трезвостью».

«Впрочем, женщина будет спасена через деторождение (или через рождение ребенка), если она будет продолжать в вере и любви, и святости, со скромностью».

«Впрочем, она будет спасена через материнство (или через рождение Ребенка) — если только женщины будут продолжать в вере, любви и святости, с трезвым разумом (или если только муж и жена будут продолжать в обоюдной вере...)».

«Но она будет сохранена в деторождении, если они будут продолжать в вере и любви, и святости, с благоразумием».

Как видим, существует два возможных толкования на этот счет: либо женщины (как и мужчины) спасутся через рождение Ребенка, то есть Иисуса Христа, либо жизнь женщины будет сохранена при родах, если она (или она и ее супруг) будет жить в вере, любви, святости и с благоразумием. Ни в том, ни в другом случае не идет речь о взаимосвязи спасения и деторождения, что согласуется со всем Новым Заветом.

Интересно заметить, что апостол, говоря о деторождении, призывает супругов иметь веру, доверие к Богу, то есть прежде всего полагаться в этом вопросе на Его волю. И не только это. Необходимо также иметь любовь друг ко другу (любящий муж должен думать о жене, ее желаниях и здоровье); целомудрие (благоразумие, трезвый разум, трезвость — в других переводах). То есть в этом вопросе нужно использовать и данный Богом разум, как и при управлении машиной или при проповедовании, а не только надеяться, что Бог совершит все Сам так, как Ему угодно.

Женщина, так же, как и мужчина, должна в первую очередь заботиться не о количестве рождаемых ею детей, а о том, чтобы иметь как можно больше духовных детей, будь то ее плотские дети или посторонние люди. Следует отметить, что подавляющее большинство детей верующих родителей рано или поздно становятся христианами. Несомненно, что родители, воспитавшие много детей, ставших христианами, принесут огромную пользу для Царства Божьего. Это не всем удается, но успешно осуществляется христианами, обладающими верой, необходимой для воспитания многодетной семьи.

Нигде в Писании не сказано, что одна женщина имела 10-12 детей, по крайней мере, за такой короткий срок, за который многие современные христианки их имеют. Бог не требует, чтобы верующие женщины рождали каждый год.

МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ СЕМЬИ?

Для христиан этот вопрос является одним из сложных, так как Священное Писание не говорит об этом. Практика показывает, что подавляющее большинство верующих практикует планирование семьи в той или иной форме. Ученые медики утверждают, что здоровая женщина способна родить до двадцати детей, если супруги совершенно не практикуют планирования семьи.

Хотя Писание конкретно не освещает этого вопроса, но некоторые указания в Библии помогут сделать правильные выводы на этот счет.

Апостол Павел позволяет мужу и жене воздерживаться от интимной жизни для поста и молитвы: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7:5,6). Апостол Павел не ведет здесь речь о планировании семьи, но из этого высказывания мы можем сделать три важных вывода, касающихся нашей темы:

  1. воздержание от интимной жизни не является грехом;
  2. интимная жизнь не сводится только к деторождению, а и предупреждает искушение, в частности, помогает воздерживаться от блуда;
  3. апостол не вмешивается в интимную жизнь супругов, он дает лишь совет.

Как видим, апостол Павел опасается только того, чтобы человек не согрешил, то есть не прелюбодействовал. Он не решается даже советовать, сколько детей нужно иметь христианам. А каким образом можно предохраняться — это уже другой вопрос, причем спорный.

Коротко отметим, какие цели Бог предусмотрел в супружестве:

Следует учесть, что человек должен находить время и для личного общения с Богом, и для труда в церкви, и для проповеди Евангелия неверующим, и наряду с этим обеспечивать семью финансово и заботиться о домашних делах. То есть, человек должен стараться так планировать свою жизнь, чтобы не страдала ни одна из сторон его жизни: ни духовная, ни душевная (психологическая), ни плотская, ни материальная. При этом, конечно, духовной стороне жизни необходимо уделять первостепенное внимание. Библия, однако, осуждает поведение человека, который стремится совершить что-то в духовной области, пренебрегая своими обязанностями в других сферах жизни.

Муж и жена должны находить время для общения. К сожалению, часто получается так, что, вынужденные иметь много детей, ни муж, ни жена не могут найти времени для того, чтобы поговорить друг с другом, утешить и поддержать друг друга, вместе помолиться, вместе отдохнуть. Между тем, общение между супругами — одна из важнейших областей семейной жизни. Бог для того и сотворил Адаму жену, чтобы они имели общение. Отсутствие близкого общения между супругами приводит к ссорам, непониманию и в конечном счете к разрушению основы семьи — любви.

Интимные взаимоотношения между супругами тесно связаны с эмоциональным удовлетворением, особенно для женщины. Муж должен быть внимателен, нежен, должен высказывать свою любовь словами и так далее. Все это очень трудно делать, если на мужчине лежит забота о многодетной семье, особенно если супруги не желали иметь много детей.

Размножение, несомненно, также одна из функций семьи. Известно, что для того, чтобы население не увеличилось и не уменьшалось, в каждой семье должно быть больше двух, но меньше трех детей, то есть одна из двух семей должна иметь два, другая — три ребенка. Если брать отдельную семью, то три ребенка — это уже размножение. Так что если вы считаете необходимым исполнить заповедь о размножении, вы можете исполнить ее, имея троих детей.

Создание домашней церкви — одна из важнейших функций семьи. И муж, и жена должны находить время для духовного воспитания детей. Необходимо вместе молиться, читать Библию, рассказывать детям о Боге, уметь отвечать на их вопросы и так далее. Мало просто приучать детей становиться на колени во время молитвы или молиться вслух. Это хорошо, но нужно также вникать в сомнения ребенка, уметь смотреть на мир его глазами, уметь правильно поделиться опытом, уметь вместе помолчать, размышляя о том или другом вопросе. Такие беседы, конечно, не могут и не должны вестись каждый день, но необходимо поддерживать эти близкие взаимоотношения между родителями и детьми, а это, конечно же, требует немало времени, моральных и духовных сил. К тому же члены домашней церкви должны расти также и хорошими, образованными, воспитанными людьми. Нужно уделять много времени не только духовному, но и общему воспитанию ребенка, что нелегко сделать и тогда, когда в семье всего лишь двое, трое или четверо детей.

Итак, для того, чтобы иметь хорошую христианскую семью, необходимо иметь возможность выполнить все вышеперечисленные задачи, которые Бог поставил перед супругами. (Я не привожу места Писания в подтверждение этих истин, так как считаю, что каждый христианин согласен с тем, что все они содержатся в Слове Божьем). Выполняем ли мы эти задачи? Стремимся ли к их выполнению? Или из страха нарушить одно повеление о размножении забываем обо всех остальных?

Как вы думаете, почему Бог не осветил этот вопрос более подробно и не дал более четких указаний на этот счет? Да потому что мы все разные. Одни желают и способны воспитывать большие семьи, другие — нет. Вот поэтому Бог в Библии и не говорит, сколько детей должны иметь христиане. Вопрос этот очень важен, и его нужно решать мужу и жене вдвоем, ища в молитве Божью волю относительно своей семьи.

Я не хочу, чтобы после прочтения моей статьи кто-то, боясь трудностей, будет избегать рождения детей, не ища при этом Божьей воли. Ответственность за вашу семью, за ваших детей или за отсутствие детей остается на вас. Поэтому ищите конкретных ответов на эти конкретные вопросы у Господа.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что воспитание большой христианской семьи — дело огромной важности. Люди, воспитывающие большие семьи и видящие в этом Божье призвание, достойны всякого одобрения и поддержки. Ведь дети, родившиеся в христианских семьях, обладают огромным преимуществом: им с детства говорят о существовании Бога, о любви Иисуса Христа, о цели их жизни на Земле. Эти дети любимы, окружены заботой и в моральном отношении хорошо воспитаны. Если муж и жена видят в этом часть своего труда для Господа, они принесут много плода.

Если же родители не желают иметь много детей и, боясь нарушить Божью волю, будут каким-либо образом избегать зачатия, им следует шире взглянуть на то, что является Божьей волей для их семьи. Библия говорит, что родители должны любить своих детей, должны правильно воспитывать их, должны любить друг друга, должны заботиться о материальном благосостоянии семьи. Это те вопросы, которые Библия затрагивает конкретно. И именно эти повеления Божьи необходимо стараться исполнить в первую очередь.

В заключение несколько слов об абортах, «естественных» и искусственных. И те и другие являются не чем иным, как убийством. Даже если женщина не знает, беременна ли она, но предполагает беременность, и делает что-либо в надежде прервать беременность, это все равно преднамеренное убийство, иначе зачем что-то предпринимать? Нужно иметь ясное и четкое понимание, что мы делаем, стараясь избавиться от уже существующего ребенка. Гораздо мудрее не допустить возникновения жизни, чем уничтожить ее. Если кто-то из вас совершил это преступление перед Богом и вас мучает совесть, покайтесь в этом грехе вместе с супругом, и Господь простит вас. Он залечит ваши сердечные раны и поможет справиться с эмоциональными проблемами, которые являются следствием такого поступка.

Итак, необходимо помнить, что Бог ставит перед семейными людьми не одну, а несколько важных задач. Мы должны их все выполнить.

Библия не запрещает воздержания и ничего не говорит о других способах предотвращения беременности также, как и о количестве детей в семье. Бог оставляет эти вопросы решить самим супругам, но они должны решать их в совете с Ним.

Утверждение, что христиане обязаны иметь много детей, не является библейским, оно просто возлагает «неудобоносимые бремена», как назвал бы их Христос, на людей, которые искренне стремятся жить по Слову Божьему.

Р. ВИНС


ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.



Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Православные ресурсы в Интернете: система поиска.


Данилова Маргарита © 2003


Сейчас на сайте 2 человек.

Электронная почта
НАШИ СЕМЬИ Балабановы Бондаревы-Миядзаки Булавины Варениковы Даниловы Дерменжи Ивановы Мордашовы Песни Полижак Просперовы Смолины Суетины Щербак Ялтанские НАШ СИНОДИК
КОПИЛКА Учеба Путь к храму Венчание Замершая беременность Беременность Калькулятор Роды Новорожденный Второй ребенок Многодетность Мама и молитва Материнство Крещение Кормление Сон с ребенком С грудничком в больнице Ребенок в храме Наши детки Мама и Работа Мама и Авто Отлучение от груди Быт Учимся дома
МАКОВКА Супруги Чадородие Воспитание Отечник Молитвослов Библиотека Трапеза Справочник
КОНТАКТЫ Крик о помощи Доска объявлений Акушер-гинеколог Консультант по ГВ Синодик Гостевая книга Напишите нам Ссылки